Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Целью внедрения целевой модели наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся в возрасте от 10 лет, педагогических работников (далее - педагоги) разных уровней образования и молодых специалистов, проживающих на территории Российской Федерации.
Задачи внедрения целевой модели наставничества:
Федеральные законы
Распоряжение Министерства просвещения РФ № Р-145 от 25 декабря 2019 года
Письмо Министерства просвещения РФ от 23.01.2020 № МР-42/02
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.08.2021 № 2283-р
КОМПЛЕКТ МАТЕРИАЛОВ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ НАСТАВНИЧЕСТВА
1-ый этап — подготовительный
Суть этапа:
Комплект материалов по реализации программ наставничества предназначен для процесса сопровождения и документирования программы наставничества на всех этапах ее реализации.
На подготовительном этапе рекомендуется использовать анкету выявления запросов обучающихся и молодых специалистов для формирования запросов от потенциальных наставляемых и анкету выявления компетенций наставника для поиска соответствующих этим запросам наставников.
Образцы документов для оформления этапа:
Анкета для выявления запросов обучающихся
Анкета для выявления запросов молодых специалистов
Анкета наставника-педагога-работодателя
2-ой этап — формирование баз наставников и наставляемых
Суть этапа:
В результате сбора и обработки анкет потенциальных наставляемых выявляются конкретные дефициты обучающихся и педагогов образовательной организации, которые можно устранить с помощью наставничества. На этом этапе формируется база наставников и база наставляемых, необходимые для формирования наставнических пар и контроля достижения плановых показателей внедрения Целевой модели наставничества.
Образцы документов для оформления этапа:
База наставников (обучающиеся)
База наставников (работодатели)
База наставляемых (обучающиеся)
3-ий этап — координация и сопровождение процесса взаимодействия наставнических пар
Суть этапа:
Для координации и сопровождения процесса взаимодействия наставнических пар на этапе реализации программы целесообразно использовать дневник наставника и дневник наставляемого: в них отражается периодичность, формат, цель, темы, содержание и результат встреч, а также обратная связь от участников пары.
Образцы документов для оформления этапа:
4-ый этап — мониторинг удовлетворенности участием в программе наставничества
Суть этапа:
На данном этапе реализации осуществляется мониторинг личной удовлетворенности участием в программе наставничества посредством анкетирования участников (анкета удовлетворенности наставника и анкета удовлетворенности наставляемого). Анализ предложенных анкет позволит выявить сильные и слабые стороны для дальнейшей корректировки программы (при необходимости).
Образцы документов для оформления этапа
Анкета удовлетворенности наставляемого
Анкета удовлетворенности наставника
5-ый этап — завершение реализации программы наставничества
Суть этапа:
На этапе завершения реализации программы наставник предоставляет отчет, который отражает планируемые результаты и краткую характеристику достигнутых показателей (отчет наставника). Руководителем программы производится оценка деятельности наставника, которая отражает уровень эффективности реализации программы в соответствии с разработанными критериями (лист оценки работы наставника).
По завершении программы потенциальные наставники (из числа наставников текущих программ и из числа наставляемых, которые в будущем могут стать наставниками) заносятся в долгосрочную базу наставников для реализации будущих программ.
Образцы документов для оформления этапа: